Юридические компании

Авторизация

Логин:
Пароль:
  
Регистрация
Забыли свой пароль?

Консультация
юриста on-line

Вопрос юристу на "Status-Quo"


поиск юриста

Юристы и адвокаты

Правила хорошего хакатона

Правила хорошего хакатона 13.06.2016

Правила хорошего хакатона

Хакатон является популярным видом мероприятий для представителей IТ-бизнеса, во время которого специалисты по информационным технологиям, дизайнеры, эксперты, инвесторы, менторы собираются для того, чтобы разработать решение для отдельных актуальных проблем. Хакатон (от двух слов по-английски «hack» - в данном случае в смысле экспериментального программирования и «marathon» - марафон) продолжается непрерывно 2-3 суток в атмосфере креативной работы и состязательности. Мероприятие начинается со знакомства участников и формирование команд, постановки задачи определения тематики разработки. Далее сформированы команды работают над решением и после завершения в установленное время представляют их на питч-сессии, после чего жюри определяет и награждает победителей лучшими проектами.

Фактически, на хакатоне создаются проекты программного обеспечения, прототипы устройств и другие объекты интеллектуальной собственности, которые представляются участниками. Распределение прав интеллектуальной собственности на них, а также другие юридические аспекты следует учесть при организации или участия в хакатоне.

Организаторами хакатонов, как правило, являются технологические компании, которые хорошо понимают цель его проведения и конкретные результаты, которые они хотели бы получить после проведения. Вместе с тем Хакатон также проводятся для решения социально важных проблем и организуются не прибыльными организациями, например, такими как университеты или Красный Крест. При проведении подобного рода мероприятий заказывается раздаточная информационная литература, в частности можно заказать печать флаеров в Москве в типографии "Территория печати". Во всех случаях организаторы сначала должны четко сформулировать задачи для участников и задать направления их работы.

Хакатон проводится для стимулирования креативной работы отдельных программистов, дизайнеров, разработчиков гаджетов и оборудования. Итак, в результате команды получают различные объекты интеллектуальной собственности: компьютерные программы, технические решения для баз данных, изображения, элементы графики и дизайна. Есть hardware Хакатон, на которых разрабатываются прототипы аппаратных решений, а также art Хакатон, посвященные созданию произведений искусства. Одним из основных требований хакатонов является то, что все решения должны создаваться исключительно во время мероприятия, а не быть уже готовыми программными продуктами или аппаратными разработками. Решение не могут выставляться от имени юридического лица или компании, уже существует, а презентация не может иметь характер рекламы. По правилам практически всех хакатонов, участники самостоятельно несут ответственность за представленные ими результаты, в том числе гарантируя, что все права интеллектуальной собственности на представленные ими решения принадлежащих участникам, не нарушают каких-либо прав третьих лиц, а также не агрессивного, дискриминационного, откровенно сексуального характера, не нарушают закона, не раскрывают секретную информацию, коммерческие тайны, персональных данных. Положение об ответственности участников за созданный ими продукт должен обязательно включаться в условия проведения хакатонов избежание негативных последствий для организаторов за недобросовестные действия участников.

Условиями проведения хакатонов должен обязательно определяться, кому принадлежат права интеллектуальной собственности на созданные решения. Организаторы и сами участники часто недооценивают значение прав интеллектуальной собственности на данном этапе из-за того, что решение, которое презентуется на питч-сессии, очень далеко от того продукта, который может быть представлен для конечного потребителя. Однако следует понимать, что оригинальные решения, предложенные участниками в виде программ, дизайна, прототипов и т.д., охраняются авторским правом. Права принадлежат участникам хакатонов с момента их создания, а любые дальнейшие разработки этих решений будут производными произведениями, на создание которых нужно получить разрешение от правообладателя. Поэтому, если после проведения хакатонов организаторы планируют продолжать работу над успешными решениями и реализовывать их в своем бизнесе, необходимо включить условие об отчуждении имущественных прав интеллектуальной собственности или предоставления им лицензии от участников на все объекты интеллектуальной собственности или только на те объекты, вошедших в решений команд, признанных победителями. Важно не забыть включить права на переработку, использование произведений на сайте организатора и в рекламе, регистрации авторских прав и получение патентов на предложенные решения.

Часто вопросы прав интеллектуальной собственности решается путем ссылки на свободные публичные лицензии, а именно: Apache 2.0., MITLicense, Mozzilla Public license 2.0., GNU General Public License, Eclipse Public License и тому подобное. Это позволяет дальнейшую разработку решений как организаторам и участникам, так и любым заинтересованным в решении лицам, которые соглашаются на условия свободных лицензий.

И хотя основными объектами, которые входят в созданных проектов, как правило, объекты авторского и патентного права, необходимо обратить внимание также на оригинальные названия проектов и команд, которые будут использоваться в дальнейшем как торговая марка для IТ-продукта. Известно, что название имеет очень важное значение для старт-апа, поэтому стоит не упустить право на регистрацию удачного названия продукта или команды в качестве знака для товаров и услуг, которое должно следовать за основным массивом прав интеллектуальной собственности на решение.

В определенной степени спорный вопрос о правах на служебные произведения приобретает новую актуальность, если работодатель участника хакатонов имеет свои интересы на представленное на западе решения. Хотя Хакатон, как правило, проводятся в нерабочее время и существуют отдельно от трудовых обязанностей и задач работников, сфера работы над проектами и заказ на IТ-решения могут пересекаться. Решение конфликтов интересов на решение прежде всего будет зависеть от условий трудового договора. Однако работодатель не может запретить работнику участвовать в Хакатон, заниматься разработкой и созданием продуктов в свободное время или иным образом ограничить его творческую деятельность, так же как не может претендовать на объекты интеллектуальной собственности, не предусмотренные трудовым договором, созданные не по заданию работодателя , в нерабочее время. Но не следует забывать и об интеллектуальной собственности работодателя, которая может быть использована участником в проекте, и которой работодатель вряд ли захочет поделиться. В худшем случае в решении хакатонов может выплыть ноу-хау работодателя или конфиденциальная информация.

Для сбора инновационных идей некоторые компании проводят внутренние Хакатон, участниками которых являются их сотрудники. В таких случаях права интеллектуальной собственности принадлежат работодателю, работников поощряют подарками и премиями. Дальнейшая разработка проектов продолжается в рамках коммерческой деятельности предприятия, а работники не могут использовать интеллектуальную собственность в сторонних проектах.

Далеко не все организаторы хакатонов составляют правила участия и далеко не все участники знают и понимают смысл этих правил, когда представляют свои проекты. В то время как одни участники не придают этому существенного значения и рассматривают хакатон как возможность весело провести время в интересной компании, другие дают начало многомиллионном бизнеса (например, делают шаг для преодоления вируса Эбола, как Twitter, или к освоению космоса, как украинский Mars Hopper с NASA.



Количество показов: 2824
Автор:  Алина Писарюк «Jurimex, ЮК» юрист

Возврат к списку